Вот, по совету
приятеля взялся читать Имя Розы» Умберто Эко. Одолел первые сто пятьдесят
страниц. Что хочу сказать? Да, не вызывает сомнений: автор разбирается в
теологии и, соответственно, тонкостях, отличающих, скажем, доминиканцев,
бенедиктинцев и францисканцев. Это и понятно, Эко по работе с подобными
вопросами знаком, может, и собаку на них съел, как знать, одним словом,
профессионализма у него не отнять. Напротив, хоть отбавляй. Вероятно, не в
современной Украине диссертации защищал, где они, как говорят, не шибко дорого
стоят, в пределах десятка тысяч долларов США. Вместе с тем, ничего
сверхинтеллектуального и сверхфилософского (а именно так «Имя Розы»
позиционируют у нас) пока на страницах не углядел. Продолжаю погружаться в
монастырскую жизнь.
Продолжаю читать
Эко на ночь. Засыпается под него хорошо. Три, от силы пять страниц – и ку-ку.
Что хочу добавить с трехсотой страницы? Безусловно, вопрос о нищете
(имущественной, естественно) Христа особенно актуален для Украины сейчас, когда
общество (если нас можно так назвать, по-моему, нет ныне в Украине никакого
общества в привычном понимании этого слова) разделилось на две кричаще
непропорциональные части. На ободранное до нитки большинство и кучку
зажравшихся, лоснящихся от безнаказанности проходимцев и их холуев. С другой
стороны, читающим и в особенности думающим людям все это и без Эко известно,
Новый Завет буквально пестрит призывами не создавать себе богатства на земле,
поскольку, где богатство ваше, там будет и сердце ваше, так, кажется. Кто читал
Библию, помнит и о том, что, по Христу, трудно богатому войти в Царство Божие,
и о том, что следует совершать благодеяния в тайне (а не как столичный мэр и
великий богомолец Черновецкий, рекламируя свои убогие пайки пенсионерам по всем
доступным каналам ТВ), и о том, что блаженны нищие добровольно. Так что
никакой, простите, Америки, тут Умберто Эко не открыл. Другое дело, что всем
плевать, приехали президент с премьером и их халдеи на Пасху во Владимирский
собор на таких машинах, продав которые, можно новое здание какого-нибудь приюта
для бездомных отстроить, отбыли номер, и все зашибись. Убыли по делам, проценты
по процентам делить. Вокруг ложь на лжи, все знают, и никому никакого дела. А
вот об этом, к слову, у Эко (пока, по крайней мере), не звука. Намеки, разве
что, на то, как на замечательном учении о Любви и Справедливости выросла одна
из самых грандиозных машин полоскания мозгов и зарабатывания баблоса:
христианская церковь.
Читая, не могу
избавиться от навязчивой мысли. Представляется мне некий гипотетический
разговор между вальяжными членами Римского клуба, состоявшийся, скажем, в
середине семидесятых, задолго до того, как в клуб, для видимости, зачислили
Мишу Горбачева, за то, что Советский Союз погубил. В ходе этой вымышленной
беседы какой-нибудь «небожитель» вроде Аурелио Печчеи и говорит своему другу и
одноклубнику Збигневу Бжезинскому: Слушай, Збиг, достал нас этот римский папа
Павел VI, много о себе возомнил. Давай, что ли,
пнем его по копчику, чтоб носа не задирал. Каким образом? - спрашивает
Бжезинский, ныне награжденный орденом от президента Ющенко. Без проблем, -
отвечает Печчеи. - Есть тут у меня на примете умник, настрочит по заказу роман
о том, как католическая церковь Средних веков объявляла еретиками и жгла на
кострах праведников, призывавших церковников делиться нажитыми богатствами с
нищей паствой. Умник книгу написал. Ее, естественно, раскрутили. Это, конечно, предположение,
доказательств-то нет. И, тем не менее…
|